Хлебные крошки (навигация)

Что делать, если коллекторы нарушают права

Современные коллекторские агентства, такие как ЭОС, работают в строгом соответствии с нормами Федерального закона № 230-ФЗ. Но иногда недобросовестные компании нарушают права клиентов – мы подготовили памятку, что делать в случае разных нарушений. Искренне надеемся, что вам никогда не придётся ей воспользоваться. Стоит также отметить: иногда действия агентства могут показаться слишком активными, но они разрешены законом – о таких случаях мы тоже расскажем ниже.
Итак, поехали!
Заметили, что ваши права нарушают?
Мы знаем, что делать
01
Коллектор звонит в будни раньше 8:00 или позже 22:00, в выходные раньше 9:00 или позже 20:00
02
Коллектор выходит за рамки делового этикета, общается на повышенных тонах, грубо и/или использует ненормативную лексику
03
Коллектор не называет своё имя и не говорит, какую компанию представляет
04
Коллектор назвал компанию, которую он представляет, но вы не находите её в реестре Федеральной службы судебных приставов
05
Коллектор отказывается сообщать подробности о долге, не отвечает на ваши уточняющие вопросы о сумме просроченной задолженности
06
Коллекторское агентство заваливает вас SMS-сообщениями (больше четырёх в неделю)
Что
делать?
07
Коллекторское агентство отказывается выдавать справку о погашении долга
08
Коллекторское агентство требует дополнительной оплаты своих услуг
09
Коллектор предлагает отдать деньги ему «на руки», чтобы он «неформально» передал их кредитору
10
Коллектор угрожает применением физической силы или нанесением вреда имуществу
11
Коллектор звонит вашим родственникам, коллегам или друзьям, хотя вы не указывали их номера в кредитном договоре
12
Коллектор оказывает психологическое давление
Что
делать?
Смело обращайтесь в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств НАПКА. Оставьте заявление на сайте https://napca.ru, Контрольный комитет ассоциации проведёт проверку и решит проблему.
Это не нарушения
Эти действия коллекторского агентства могут не вызывать радости и показаться навязчивыми, но они разрешены законом
Коллектор приходит к вам домой
Коллектор может прийти домой к должнику, чтобы попытаться пообщаться лично. По закону допускается одна личная встреча в неделю. Сразу отметим, что агентство ЭОС в абсолютном большинстве случаев использует для связи с клиентами телефон, а также обычную и электронную почту. О выгодных условиях и акциях прощения мы также информируем клиентов с помощью SMS-сообщений. Личная встреча с представителем ЭОС возможна в офисе компании по предварительной договоренности.
Коллекторы угрожают судом
Если работа с клиентом не даёт результатов, клиент отказывается идти на контакт и/или не выполняет договорённости, коллекторское агентство имеет право обратиться в суд с требованием погасить задолженность. Когда это происходит, суд в подавляющем большинстве случаев встаёт на сторону истца, а к сумме долга добавляются судебные издержки. После вынесения решения дело передаётся в Федеральную службу судебных приставов, где сотрудники ведомства вправе применить по отношению к должнику весь комплекс мер, направленных на взыскание: ограничение выезда за границу, удержание до 50% с зарплаты и социальных выплат, опись имущества и т.д. Что делать? Лучше всего не доводить до суда и вместе с коллекторским агентством заранее найти оптимальное решение по погашению долга.
Коллектор звонит в выходные или праздничные дни
Это законно, но только с 9:00 до 20:00 и не чаще двух раз в неделю в совокупности со звонками в будни. То есть если вам уже дважды звонили в будние дни, то связаться с вами в выходной коллекторы не имеют права. Разумеется, остальные правила – вежливая речь, отсутствие психологического давления, необходимость сообщать сведения о себе – по-прежнему в силе. Время, в которое вам позвонили, рассчитывается по вашему часовому поясу.
ПО ШАГАМ.
Что делать, если…

Я погасил долг, но коллекторы утверждают обратное
1
Сохраняйте спокойствие и начните конструктивный диалог – узнайте, по какому долгу вас беспокоят.
2
Если кредит погашен, то предоставьте копию или скан справки о закрытии кредита.
3
Если справки нет, обратитесь в банк за её получением, а также сделайте запрос в Бюро кредитных историй, чтобы узнать подробности образования долга.
4
Вспомните, не оставался ли непогашенным минимальный платёж (в расчёт надо принимать даже 1 рубль), остался ли незакрытым банковский счёт. Если ДА, то кредитор продолжал начислять проценты и штрафы, комиссию за ведение ссудного счёта, а затем переуступил долг коллекторскому агентству. Помните, закон в этом случае на стороне кредитора.
5
Объясните ситуацию. Вполне возможно, вам будут предложены индивидуальные условия и удобный график погашения задолженности.
6
В будущем, выплатив весь долг по договору, в обязательном порядке требуйте справку о погашении кредита/займа.
ПО ШАГАМ.
Что делать, если…

Я ничего не должен, но мне звонят коллекторы
1
Не бросайте трубку, как только услышали тему разговора.
2
Выясните у коллектора подробности: по долгу какой организации вас беспокоят, на чьё имя оформлен кредит, на какую сумму образовался долг.
3
Спокойно объясните, что вы – не тот, кто им нужен.
4
Попросите исключить ваш номер телефона из базы для звонков.
5
Если звонки продолжаются, заполните обращение на сайте НАПКА. Знайте, что коллекторы имеют право звонить только по тому номеру, который предоставил кредитор (банк или МФО).
%

ЕСЛИ Я УВИДЕЛ РЕКЛАМУ КОМПАНИИ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЕТ ПОЛНОСТЬЮ ИЗБАВИТЬ МЕНЯ ОТ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Вы наверняка видели рекламу, где компании или отдельные лица представляются опытными специалистами (чаще всего юристами) по кредитным вопросам, которые помогут «избавить от долгов» за определённую плату. Изучив их сайт (если он вообще есть), пообщавшись по телефону или почте, вы понимаете, что компания не собирается выкупать ваш долг, а предлагает пройти процедуру банкротства и/или заплатить им некую сумму за консультации о том, как избавиться от задолженности навсегда, или за прохождение процедуры «списания», «урегулирования» долга, «избавления от коллекторов» и т.д. Они могут даже предложить составить договор сотрудничества.

Если вы задумываетесь о сотрудничестве с такими компаниям, вам следует знать, что вы сильно рискуете не только потерять деньги, но и увеличить свою задолженность. И вот почему.
!
Из денег, переданных за «консультации», недобросовестные организации могут сделать несколько выплат по обязательству, чтобы на время сотрудничества прекратились звонки от кредитора и у должника было ощущение, что всё под контролем.
Однако позже компания часто исчезает с остатком денег, а долг остаётся. Более того, за время «урегулирования» или «списания», как часто обещают, долга последний никуда не исчезает, а только растёт.
!
Если же недобросовестная компания предложила провести процедуру банкротства, она, скорее всего, не заинтересована в лучшем результате для клиента, поэтому также исчезнет, когда процедура будет проведена за «комиссию».
Тем временем банкротство физлиц – непростой процесс, который имеет ряд болезненных запретов и ограничений, которые могут оказаться неприемлемыми.
О них недобросовестная компания своих клиентов обычно не уведомляет. Да, банкротство – это возможность законно списать долги через суд, однако, использовать эту возможность нужно с умом, в определённых случаях и с поддержкой грамотных специалистов.
Итак, цель работы недобросовестных компаний – «антиколлекторов», или «кредитных юристов», получить ваши деньги, но не для того, чтобы помочь вам избавиться от задолженности, а для того, чтобы заработать самим. Чтобы не стать жертвой таких компаний, будьте внимательны к их обещаниям и помните, что частично списать, реструктурировать или уменьшить долг может лишь кредитор (первичный – банк, МФО либо вторичный – коллекторское агентство). Список добросовестных организаций вы найдёте в реестре Федеральной службы судебных приставов.